Александр Федулаев

«ОТВОРИТЕ ЦАРСКИЕ ВРАТА…»

долг памяти, история вопроса, кульутрный слой

     Илл.: Старое кладбище. Алексей Локотко. Эскиз к картине. 2008 г    

История нахождения места погребения кн. Е.Н. Трубецкого.    

Всем, кому небезразлична судьба выдающегося русского философа князя Евгения Николаевича Трубецкого, будет любопытно узнать подробности нахождения места его захоронения на бывшем новороссийском кладбище при Свято-Успенской церкви, полностью уничтоженного в 30-е гг. прошлого столетия. Однако сохранились драгоценные свидетельства очевидцев последних дней жизни и погребения мыслителя, значение которых трудно переоценить.     

Эвакуация Вооружённых сил Юга России.Новороссийск. 1920 г.

Как и большинство «аристократии духа» русского общества [3, 5], князь Е.Н. Трубецкой не принял Октябрьскую революцию и в 1918 г. отправился на юг в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина, где его брат Григорий работал начальником управления по делам исповеданий.  Но оказавшись в Новороссийске, Е.Н. Трубецкой заболел здесь и умер  в возрасте 56 лет 23 января / 5 февраля 1920 г. в канун печально известной эвакуации остатков Белой армии и беженцев из города. Перед смертью его поместили в госпиталь, где доктор поставил диагноз: сыпной тиф. В этот же день по желанию больного к нему пришел священник, у которого князь исповедался и причастился,  после чего сразу впал в кому и два дня провел в бессознательном состоянии. Позже доктор В.В. Богородский в письме жене Евгения Николаевича В.А. Трубецкой сообщал ценные подробности о последних моментах его жизни:

Князь Евгений Николаевич Трубецкой (23.9/5.10.1863 — 23.1/5.2.1920)

 

 

«Это было за 3-5 минут до последнего вздоха… Он быстро, как будто торопясь что-то высказать, неразборчиво говорил, бредил. Потом умолк и потом отчетливо и громко сказал: «Пора начинать Великую Литургию, отворите Царские Врата». А через 3 или 5 минут вздохнул и его не стало» [8, 101].

     После образования коммунистического государства память о князе Е.Н. Трубецком была предана забвению. И только в годы перестройки впервые вспомнили о существовании философского наследия мыслителя и захоронении его на территории г. Новороссийска. В 1989 г. в Новороссийске было учреждено «Воскресное общество памяти князя Е.Н. Трубецкого». Общество представляло собой общественный клуб энтузиастов, которых объединил Ю.Г. Белькинд,  ныне священник Георгий Белькинд. В 1990 – 1991 гг. в малом актовом зале Дворца культуры моряков проходили заседания общества. Так возникли первые религиозно-философские чтения в г. Новороссийске, в которых принимали участие приезжавшие из Москвы философы С.М. Половинкин и А.В. Соболев, активисты московского Братства «Радонеж», дьякон Андрей Кураев и др.

     Вместе с тем еще в 1972 г. горожанка Новороссийска А.А. Полоз удивительным образом познакомилась с живым свидетелем последних дней жизни Е.Н. Трубецкого, одиноким и больным стариком Иваном Пименовичем Филатовым, которого она приютила в своем доме. Родился он в Новороссийске в далеком 1900 году, был свидетелем жутких событий Гражданской войны, а также трагического Исхода Белой армии из Новороссийска в марте 1920 г. Он часто рассказывал А.А. Полоз обо всех этих эпизодах своей молодости. Но особенно ее поразил рассказ о том юношеском периоде И.П. Филатова, когда в 1918 – 1920 гг. он обучался на краснодеревщика в судоремонтных мастерских города, а в свободное время они с братом Петром подрабатывали грузчиками на вокзале и в порту. «Однажды, в январе 1920 года, – рассказывал он, – когда стояли морозы и свистел норд-ост, их на дороге остановили господин с дамой, которая со слезами просила найти какую-нибудь телегу с лошадью, чтобы отвезти в госпиталь тяжелобольного брата. Она сказала, что хорошо заплатит им, и они согласились. Поскольку лошадей не имелось, а брошенных телег было много, они пригласили своего отца, впряглись с братом в одну из телег, взявшись за оглобли спереди, а отец толкал сзади. При перевозке больного рядом с телегой шли несколько его родственников и знакомых. Из их разговоров он понял, что больной – князь Е.Н. Трубецкой, у него тиф. Подъехав к госпиталю, они под руки отвели его в палату, помогли переодеться в свежее белье. За труды дама дала им золотые сережки и взяла их адрес, чтобы потом они помогли перевезти вещи к пароходу. Через несколько дней к ним прислали человека с просьбой помочь выкопать могилу для скончавшегося князя. Они с отцом, прихватив еще троих знакомых парней, под завывание норд-оста выкопали могилу для князя на старом кладбище при Свято-Успенском храме. Это место И.П. Филатов хорошо запомнил, поскольку копали рядом с шестой акацией, начиная отсчет от ограды. Кроме того, их вызывали повторно расширить могилу, поскольку гроб оказался широк и не проходил в нее» [10, 31-32].     

Еще один очевидец тех траурных событий Е.Я. Архипов вспоминает о самом погребении Е.Н. Трубецкого так: «На растепленном, еле передвигавшем колеса автомобиле, окольными улицами везли его гроб на кладбище. Тесовый гроб стоял прямо на полу и как-то особенно неприютно и криво, как поклажа. Расщепленный бок бился и дребезжал унылым и раздражающим звуком. Ни венков, ни зелени… Впереди два священника, за гробом 8-10 человек родных и близких. С трудом подъехал автомобиль к старому кладбищу, к запертым воротам. Позвонили в колокол: думали, что сторожа могут донести гроб до могилы. Долго и напрасно ждали. Пришлось нести самим, в том числе и Г.Н. Трубецкому с сыном. С величайшим усилием, без полотенец, без ручек, по обледенелым пригоркам, восемь человек пронесли гроб к могиле. Но гроб не вошел в могилу, пришлось удлинять ее и посылать за веревками. Когда гроб скрылся в могиле, Григорий Николаевич поклонился в землю и перекрестил брата. Ни одного слова не было сказано. Молчание объединило всех поклонившихся усопшему и оно же надолго сковало им уста» [9].

     Надо сказать, что данное кладбище было закрыто еще в 1919 г. в период Гражданской войны, позже в советскую эпоху было полностью снесено, а вся территория вокруг старого погоста застроена. Незастроенным оставался лишь небольшой пустырь со старыми акациями.

В связи с этим, – вспоминает А.А. Полоз, – «чтобы отдать посильную память князю Е.Н. Трубецкому как православному философу, а также обозначить место его захоронения, мы с Иваном Пименовичем разбили на этом пустыре клумбу, обложили кирпичиками, весной посадили белые ромашки и вместе мечтали о том, как хорошо было бы поставить князю, а с ним и всем в Новороссийской трагедии убиенным, крест и небольшую часовенку» [10, 32].              

Освещение закладного камня 15 ноября 1991 г. на месте захоронения Е.Н. Трубецкого.

В 1991 г. усилиями местных и московских активистов было воссоздано условное место захоронения князя Е.Н. Трубецкого. А осенью того же года на могиле философа был установлен камень, заложенный в основание будущего мемориального памятника-часовни, на котором была высечена надпись: «Здесь будет установлена часовня в память Е.Н. Трубецкого и всех в российской смуте убиенных».

      Несколько позже в 1993 г. на предположительном месте погребения мыслителя по образцу фамильного креста с кладбища семьи Трубецких в США с точным соблюдением его размеров [10, 97] был воздвигнут гранитный крест. На данное знаменательное событие, бесспорно, вошедшее в историю города, прибыли гости из разных регионов России, а также значительное число самих новороссийцев.     

Открытие креста на могиле Е.Н. Трубецкого.

После 1993 г. «Воскресное общество памяти князя Е.Н. Трубецкого» в г. Новороссийске постепенно прекратило свое существование. И лишь с февраля 2001 г. в г. Новороссийске были вновь возобновлены «Образовательные чтения памяти Е.Н. Трубецкого», восстановлено служение литии на могиле мыслителя. В свою очередь осенью  2011 г. в связи с очередным днём рождения князя Е.Н. Трубецкого в библиотеке им. Горького по инициативе Образовательного фонда им. братьев Сергея и Евгения Трубецких и Философского общества города состоялась широкая религиозно-философская дискуссия. Наследие Е.Н. Трубецкого столь весомо, что празднование в октябре 2013 г. 150-летия со дня его рождения, безусловно, было памятным днём в культурной жизни как города, так и России в целом. К этому знаменательному событию благодаря усилиям местных общественных деятелей на условном месте погребения философа появилось надгробье, облицованное тротуарной и мраморной плиткой.    

Современный вид закладного камня и места захоронения Е.Н. Трубецкого.

Могила князя Е.Н. Трубецкого в г. Новороссийске имеет мировое культурное значение, в связи с чем является объектом почитания философа. Но, к сожалению, место его упокоения до сих пор остается не обустроенным и находится в настоящее время на закрытой режимной военной территории.  Так и лежит он, – со слов его брата Григория Николаевича, – «на последнем краю Русской земли у моря».         

Александр Анатольевич Федулаев, сотрудник Образовательного фонда им. братьев Сергея и Евгения Трубецких.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Георгий Белькинд, иер. Три очерка новороссийской истории. М., 2006.

2. Деникин А.И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. – 1995. № 9.

3. Евгений Николаевич Трубецкой // Философия России первой половины XX века. М., 2014.

4. Калинин И.В. Русская Вандея. М., 1926.

5. Князья Трубецкие. Россия воспрянет. М., 1996.

6. Наследие Ариадны Владимировны Тырковой: Дневники. Письма. М., 2012.

7. Половинкин С.М. Евгений Николаевич Трубецкой // Литературная газета. – 1989. № 29.

8. Половинкин С.М. Князь Е.Н. Трубецкой. Жизненный и творческий путь: Биография. М., 2010.

9. РГАЛИ. Ф. 1458. Оп. 1. Ед. хр. 38.

10. Чижов В.М. Ангелина [Текст]: Документальная повесть. Новороссийск, 2015.

11. Чижов В.М. О философе Е.Н. Трубецком // Родная Кубань. – 2013. № 3.