Илл.: Виталий Комар. Ленин с короной. 2007-2009.
От редактора.
Есть тексты, которым не положено было быть опубликованными. Черновик, так и оборвавшийся на полуслове, мысль, так и недоговоренная до конца. Есть правила, есть порядок — прежде чем поделиться идеей, ее нужно причесать и отутюжить. Но иногда следует попробовать сделать все иначе, и мы делаем, поскольку отношения между формой и содержанием в жизни сложнее, чем в автореферате кандидатской диссертации.
Владас Повилайтис
***
Игра со временем. Сбой временных перспектив как центральная сюжетная линия повествования.
Пародия как средство высветления затемненной сущности оригинала: души человека, мира.
Сюжет: мысленный эксперимент.
Представим себе, что некий человек приезжает на родину, неважно откуда и куда, можно и в бывшее СССР (так лексически проще, время откладывается в узнаваемой лексике как кольца на дереве или земные слои в истории, но цель повествования – общечеловеческая, а не ограниченно-национальная, цель – показать причины и следствия происходящего сегодня в мире, с нами) и начинает встречаться со своими знакомыми, родственниками, друзьями, множеством новых, незнакомых людей. Человек этот по каким-то реально-правдоподобным причинам сначала не замечает страшных перемен, связанных с развалом страны (возможные причины: многолетняя кома, «проспал», робинзонада, отшельническая жизнь, поглощенность собственным интересным миром, жизнь в благополучии, куда не проникали известия о трагических изменениях на родине; ангелы-хранители, наконец).
И что же он видит?
По инерции ли памяти, от радости ли встречи с близкими, отношение которых к нему осталось неизменным, как в прошлом, он какое-то время не замечает ни внешних, ни внутренних их изменений. Но малозначительное событие (нет денег, испуг или озабоченность близких тем, что в их общем прошлом могло восприниматься только как пустяк, ничто, мелочь, вдруг принимает гиперболические размеры, или, наоборот, совсем «новые веяния» – комендантский час, непонятно откуда и зачем у всех взявшиеся двойные и тройные железные двери, огромные заборы, колючая проволока перед жилыми домами, собаки по периметру – когда раньше все было «настеж») вырывает его из первоначальной идиллии и привычного пространственно-временного континуума – измененная действительность начинает врываться и в его жизнь, рвать временную связь с прошлым, сбивать привычную внутреннюю устойчивость существования.
Множество сцен, показывающих абсурдность произошедих перемен, да и самой мысли о том, что изменения на Родине и вообще в мире – «прогрессивны»: уничтожение национальной памяти, предательство веры, традиционных гуманистических идеалов, оборотничество (ничтожества, брехуны и трусы в личинах национальных радетелей и героев), войны, бесконечное насилие, страдание безвинных, звериная жестокость, игра на низменных инстинктах, превращение людей в зомби и злых насекомых, постоянное муссирование их материализма, стяжательства, гордыни, абсолютный сбой герменевтического континуума (люди теряют естественное доверие, начинают опасаться и бояться друг друга, утрачивают способность понимания друг друга и происходящего вокруг них, но по инерции продолжают делать вид, что «всё ОК» – всё, якобы, происходит по их собственному желанию, всё «под контролем»; поведение «по логике сослагательного наклонения»: продолжаем жить и делаем вид, «как если бы» все было в норме, игнорируя реальность, онтологию, предпочитаем «видимость» – «истине» и «бытию», Schein – dem Sein и гордимся, гордимся, гордимся).
Откуда же все это?
Из Библии и из Гегеля: из диалектики «господина» и «раба».
«Раб» как завистливое, злопамятное, безжалостно-бездушное, но вполне рационально функционирующее насекомое.
Почему насекомое?
Потому же, почему и у Достоевского: неумолимо разрушительная и страшно живучая почти-машина.
Но есть ли повод для гордости-гордыни? Это на Западе и у инославных гордость – что-то правомерное, а у православных гордость и смертный грех гордыни – одно и то же. В самом деле: если хотя бы одна тысячная результатов нашей деятельности покоится не на нашей собственной инициативе, а на благодати Божьей, чем же тогда нам гордиться?
Нечем.
А чем гордимся?
Тем, что наша родная земля, наши братья, сестры, дети и внуки стали востребованным товаром? Предметом экспорта на мировом рынке проституции, коррупции, преступности? Массовым их исходом, тем, что умнейшие и лучшие погибли или покинули и покидают Родину? Тем, что каждый чужеземец, кому только не лень, вытирает о нас ноги?
А что ж интеллигенция? Где все те, кто с таким восторгом приветствовал «мирную революцию», с распростертыми объятиями шел навстречу «свободе», «демократии», новому, неизведанному капиталистическому раю?
«Иных уж нет, а те – далече»…
Кому отдали плоды победы? Кому уступили землю отцов? Кто правит страной? Миром?
Пацаны шоблы, у которых просто на лицах написано, что в детстве и юности они получали от одноклассников одни подзатыльники и сайки-щелбаны, а теперь вот с наслаждением мстящие народу своему за это и делающие вид, что радеют об общем благе. Но разве такие слабаки-паразиты способны что-то сделать для Родины, страны, мира? Они и себе-то не верят. Впрочем, и правильно делают!
А как же таким верить в Бога?
Как же восстановить утраченный временной и герменевтический континуум, возродить естественные с детства веру, здоровье, силу, себя, Родину, мир?
Большие слова… Да всех-то и дел: не лгать, не гордиться, не впадать в уныние, всплакнуть, раз плачется, и посмеяться, когда смеется, вспомнить и больше не забывать себя, семью, дом, друзей, единство с природой, любимые занятия (бесконечные дороги, дачу-сад: воздух – огонь – воду – родную землю-матушку, зелень, водочку, неземную музыку сфер, родные песни, родное слово, «бесконечные разговоры на кухне» и многое-многое другое – ведь у каждого найдется что-то «свое» при мысли о Родине, но это-то «свое» какой-то стороной и частью своей есть одновременно и «общее» для всех нас). Сколько всего этого неизменного, никогда никуда не пропадавшего, живого и продолжающего оживать в нас при слове «Родина»!
Восстановление индивидуальной и национальной памяти, прояснение причин произошедшего и происходящего. – Был замысел Божий (теодицея), неверно понятый Родиной, миром, всеми нами. Проблема злоупотребления твари свободой. Но все возвращается на круги своя.
«Воины света» никуда не уходили, наоборот – всегда жили здесь же – среди нас.
В них сила, на них и надежда.
Среда, 19 мая 2010 г.