Анатолий Ванеев

МЫСЛЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ПОВОДУ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА. ТЕЗИСЫ

Книжный шкаф. Раритет

                               Илл.: Лубок «Слово о святом Андрее как видел богатого умершего» (фрагмент). Начало XX века. Художник А.И. Шангин. Типография Г.К. Горбунова. г. Москва[1]

Анатолий Анатольевич Ванеев. 1975. г. Ленинград

В религиозности до-атеистического времени общественному массовому культу и общедоступности противостоит идеал элитарной религиозности. Это идеал индивидуальной избранности перед Богом и жизни, абстрагированной от мира и его социальных и исторических интересов ради особых отношений с божеством. Это — пантеистический полюс религиозности, живущей, в основном, в монастырях, в мире своих обычаев и понятий, насыщенных атмосферой чудес и непрекращающихся богоявлений. Такая религиозность основана на сознании, которое видит действительность посредством чувствований и переживаний и которое поэтому правильно было бы назвать до-сознательным сознанием. Оно имеет прямое знание о чувственной действительности, однако о нечувственных смысловых содержаниях знает в форме родственного

переживанию непосредственного знания или в форме изобразительных переживаний, в которых смысловые отношения представлены не в смысловой, а в эмоциональной определенности. Такой религиозности мы в дальнейшем даем имя «религиозный лубок», не вполне, может быть, удачное в силу посторонних ассоциаций, взятое же нами потому, что принцип лубка есть заявка на сверх- знание и на сверх- реальность через снижение и реальности, и смысла. Именно этот принцип активно работает в мире чувствований пантеистической реальности.

Религиозный лубок всегда имеет задание …

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА И ВОЗМОЖНОСТЬ СКАЧИВАНИЯ

ВМЕСТЕ С ПРЕДИСЛОВИЕМ В. И. Шаронова

(ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
№ 4 (16), 2022
Научный журнал, стр. 199):

https://scientific-journals-spbda.ru/f/tkb-416-22_sb161022-lr_new.pdf

Альтернативный вход здесь

[1] Источник иллюстрации: Петрова Н. В. Хромолитографии из старообрядческой молельни в коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Научная статья. //