Данная работа является только развитием тех мыслей, которые заключены в моих предыдущих трудах по нравственной философии — в «Свободе и Равенстве» и в «Праве и Морали». Являясь по существу дополнением и разъяснением, предлагаемая работа в своем изложении лишена совершенно характера систематичности, столь свойственного вообще моему интеллектуальному складу. Этой беспорядочности изложения способствовало также полное отсутствие у меня свободного времени и урывочность самих размышлений. Кроме того, некоторые места не совсем точны в силу этого несколько двусмысленны. Обращаю здесь внимание читателей на то, что даже само заглавие не вполне логично: оно лишком широко, тогда как подзаголовок слишком узок и по отношению к содержанию.
Объяснив причину фрагментарности изложения, я не боюсь упреков тем более, что если я в чем-либо и пересаливал до сих пор, то это именно в слишком большой сжатости и систематичности, в которой меня, кстати, постоянно обвиняли люди, воспитанные на декламационной «вермишели».
В заключение прибавлю, что все упомянутые недостатки данного труда сильно стушевались бы, если бы мне удалось когда-либо (как мне хотелось бы) издать все три моих работы по нравственным вопросам вместе, под общим заглавием, скажем, «Этюды по нравственной философии».
Несмотря, однако, на все вышесказанное, я считаю себя вправе заверить читателя, что предлагаемая теперь его вниманию книга написана, в смысле понимания, как самодовлеющее целое и может быть читаема даже без знакомства с предыдущими моими трудами, хотя последнее, конечно, чрезвычайно желательно.
Еще одно добавочное замечание. Параграф первый и половина второго (включая таблицу модусов) написаны в стиле высокой абстракции, как того требует характер самого предмета: они содержат теорию и не легки для понимания. Поэтому эти несколько страниц следует прочесть два раза, тщательно обдумывая каждую строчку. Все же остальное, до самого конца, не представляет никаких трудностей для усвоения и читается с легкостью романа.
Всякая работа — даже та, предметом которой являются вневременные, логические и смысловые, связи — неизбежно носит на себе печать времени и места своего написания. Поэтому, во избежание недоразумений при усвоении, я считаю нужным довести до сведения читателей, что предлагаемый их вниманию труд написан целиком в 1937 г. в Париже, — причем с тех пор в него не внесено никаких, даже самых незначительных изменений. В начале 1938 г. я познакомил с содержанием этой работы своих друзей, а в 1939 г. она должна была быть издана по подписке, о чем было даже помещено объявление в №2 журнала «Грань». Возникновение войны, однако, этому помешало.
Выпуская теперь этот труд в свет, я, к сожалению, не имею достаточно времени, чтобы переделать некоторые места этой работы, с целью поставить все целое в соответствие с условиями данного момента; я ограничиваюсь поэтому только тем, что в конце присоединяю Добавления, относящиеся к разным местам текста.
Считаю нужным добавить еще следующее. Тема трактуется мною в самых объективных и беспристрастных томах, что не помешает, однако, читателям сделать заключения, о моих политических симпатиях, — заключения, которые могут оказаться ложными. Поэтому — хот это к существу дела и не относится — я наперед скажу, что самой совершенной и нормальной из реально существующих политических форм я считаю английское государство — не только с его парламентом, ни с традиционными институтами короля и лордов, которые символизируют непрерывность исторического развития и которые, наряду с Нижней Палатой, являются факторами, гарантирующими английскую свободу.
Николай А. Реймерс
Январь 1949 г. Париж
Николай А. Реймерс
О «правом» и «левом» типах мышления.
Опыты политической силлогистики (1949)
книжный шкаф > раритет
Опыты политической силлогистики (1949)