Статья посвящена одной из центральных проблем онтологии Л.П. Карсавина, стоящей в теснейшей связи с его концепцией симфонической личности. Проблематика темпоральности появилась у Карсавина в связи с его обращением к задаче создания методологии истории. Она разрабатывалась философом на всем протяжении его творчества, начиная с работ петроградского периода и заканчивая работами, написанными в лагере. Анализ проблемы времени выстроен в контексте онтологии (рассматривается специфика карсавинского понимания Троицы, проблема творения мира, понятие «стяженности» как базовый онтологический принцип) и антропологии. Поэтому в статье анализируется диалектика самосознания, выстроенная Карсавиным и его теория симфонической личности. Основное внимание уделяется понятиям сверхвременности, всевременности, онтического и эмпирического времени. Решение проблемы времени у Карсавина рассматривается в контексте неоплатонической традиции (идея временной, живой вечности), Августина (понимания времени как растяжения души) и шеллинговской концепции «мировых эпох».
Татьяна Резвых