Илл.:Фрагмент памятника Хросвите Гандерсгеймской в Бад-Гандерсхайме.* © Martin Berg
ОТ РЕДАКЦИИ: На основании дружеского разрешения Льва Ванеева мы публикуем сканированный авторский вариант пьесы его отца Анатолия Анатольевича Ванеева — ученика, душеприказчика и философского последователя Льва Платоновича Карсавина В первоначальном варианте работа называлась «Сновидение литературоведа или АНТИФАУСТ». Пьеса между тем относится не к литературным упражнениям, а к философским работам. Надеемся, молодым читателям «Русофила» будет небезынтересно знакомиться с текстом в том виде, в каком он раньше был доступен в формате «самиздата». Этот экземпляр сохранил наш друг — Александр Петрович Садчиков (г. Санкт-Петербург), вместе с тем многим написанным и сказанным, что находится в его бесценном личном архиве документов и аудиозаписей. Выбирая заставку мы вспомнили имя Хросвиты (Гросвиты, Хротсвиты, Росвиты, Hroswitha, Hrotsvit, Roswitha), поскольку именно впервые изложенная ею легенда о Теофиле, продавшем душу дьяволу, легла в основу сюжета о Фаусте.
Владимир Шаронов
СОН ЛИТЕРАТУРОВЕДА ИЛИ АНТИФАУСТ.
СПРАВКА «РУСОФИЛА»:
А.А. Ванеев
Анатолий Анатольевич Ванеев родился 7 марта 1922 г. в Нижнем Новгороде.
Отец: Анатолий Анатольевич, 1899 года рождения, сын Анатолия Александровича Ванеева, участника «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», высланного в Сибирь и умершего там, и Доминики Васильевны Труховской. Анатолий Анатольевич окончил Нижегородский Александровский институт, затем учился на механическом факультете Нижегородского университета, а в 1922 г. перевелся в Петроградский электротехнический институт и окончил его в 1930 г. Работал в Центральной радиолаборатории (позднее НИИ № 34) до сентября 1941 г., когда был призван в ополчение. В ноябре 1941 г. он пропал без вести
Мать: Фелицата Александровна, родилась в 1898 г., дочь купца Александра Николаевича Арефьева, который умер довольно молодым, оставив жену с семью дочерьми. Окончила гимназию в Сызрани. В 1918 г. вышла замуж. В разное время работала машинисткой. Умерла в феврале 1959 г.
До начала 1924 г. А. В. жил в Нижнем Новгороде, затем вместе с матерью приехал в Ленинград к отцу. На лето он всегда уезжал в Горький (Нижний Новгород) к любимой тетке, Зинаиде Александровне Романовой.
Учился в нескольких школах, последние два года (9 и 10 классы) — в школе № 20 Петроградского района. Окончил ее в 1939 г. с «золотым» аттестатом и в том же году поступил на химический факультет ЛГУ.
1 октября 1940 г. был призван в армию; сначала курсант школы младших командиров, с июня 1941 г, — командир пулеметного отделения. В сентябре 1941 г. около Петергофа был ранен в ногу. Пробыл в ленинградском госпитале до января или февраля 1942 г. Эвакуирован в госпиталь в Котельниче, после этого служил в Горьком, а летом 1943 г перевелся в Ленинград. Здесь был демобилизован и поступил на работу учителем физики в школу № 33 Василеостровского района. Работал до ареста в марте 1945 г. Военным трибуналом войск НКВД приговорен к 10 годам лишения свободы по ст. 58-10 и 58-11. Был отправлен в лагерь в Архангельскую область, где пробыл, примерно, два года, потом находился в Молотовске (Северодвинске). В 1949 или 1950 г. переведен в особлаг в Абези Коми АССР. Освобожден в Инте осенью 1954 г. Работал электромонтером в 8-м строительном отделении Печорстроя. Уволился в феврале 1955 г. и уехал в Ленинград, в связи с тем, что по инициативе одного из однодельцев начался пересмотр дела. Пересмотр длился до августа 1955 г. А. В. был полностью реабилитирован и восстановлен на работе (учителем физики). С этого времени до осени 1960 г. он преподавал физику в школе № 33, потом перешел в школу № 30, где уже раньше работал по совместительству. В 1968 г. стал работать в Ленинградском городском институте усовершенствования учителей, сначала методистом, а затем заведующим кабинетом физики. А. В. был одним из авторов двух пособий для учителей, вышедших в издательстве «Просвещение»: «Преподавание физики в 9 классе» и «Преподавание физики в 10 классе». В январе 1976 г. А. В. серьезно заболел и вынужден был по состоянию здоровья уйти на пенсию в июле того же года. Умер 5 ноября 1985 г. Похоронен на Большеохтинском кладбище.
До лагеря, во время войны, А. В. посещал Студию начинающего автора при Ленинградском отделении Союза писателей; в молодости он писал стихи, а во время войны писал небольшие рассказы. В лагере в Архангельской области он тоже продолжал писать. Позднее он перестал заниматься сочинительством и не писал до начала 70-х годов.
В абезьском лагере А. В. познакомился с Л. П. Карсавиным, привезенным туда весной 1950 г. и умершим там же 22 июля 1952 г. от милиарного туберкулеза. Влияние Л. П. Карсавина на А. В. было очень существенным. В лагере А. В., насколько это было возможно, занимался самообразованием, например, учился латинскому языку (перевел «Бревилоквиум» Бонавентуры), немного учил древнееврейский. Читал все то, что мог достать. И постоянно переписывал работы Карсавина, желая сохранить их для потомства.
По возвращении в Ленинград вначале жил довольно замкнуто. Много работал (как преподаватель физики). По-прежнему много читал. Его интересы тогда: философия, богословие, античная религия и античная культура, художественная литература. В 1969-1970 гг. стал делать наброски того, что позднее,
перед самой его смертью (летом-осенью 1985 г.), превратилось в «Оргон» (первоначальное название — «Ургунд»),
В 1972 г. А. В. познакомился с С. А. Желудковым, затем К. К. Ивановым, Я. С. Слининым и со всем кругом лиц, связанных с ними. Началось время постоянных встреч, участие в переписках, организуемых отцом Сергием. Почти одновременно начал писать воспоминания о Л. П. Карсавине. В начале 70-х годов была закончена первая, хронологически завершающая, часть — о последних днях и смерти Л. П. Карсавина. Затем были написаны остальные две части. Обработка длилась долго, так что окончательная редакция появилась лишь в 1983 г. Это не совсем воспоминания. В одном из вымышленных интервью, написанных им после «Двух лет в Абези», А. В. определил жанр этой работы как «множественный идеологический диалог»: «Все персонажи моей книги реальные люди. Но, давая им характеристику, особенно через разговоры, я стремился идеологически проявить каждого. В литературе, пришедшей к нам из прошлого века, ставилась задача этического проявления персонажей. Я видел свою задачу в идеологическом проявлении». В 1979 г. он написал статью «Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина»; «Антифауст» и «Оргон» написаны в 1985 г. «Вторая новизна» и «Под углом зрения умопремены» была написаны раньше, чем «Антифауст» и «Оргон», но после «Двух лет в Абези».
Е.И.Ванеева
СВЯЗАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
ОРГОН
ОТЕЦ СЕРГИЙ ЖЕЛУДКОВ И АНАТОЛИЙ ВАНЕЕВ.