Виктор Аксючиц

ДУХИ МАНИАКАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ

philosoFAQ , культурный слой

                                                                              Илл.: Фото, сделанное  в  брошенном  пионерском  лагере «Юность»,  принадлежавшем  Люблинскому литейно-механическому заводу*.

Главы из  книги «Богоборчество».

Виктор Аксючиц — советский и российский философ, богослов, публицист, российский политик, народный депутат РСФСР (1990—1993), и религиозный подвижник.

В изначальном смысле идеология означала учение об идеях, в более частном значении – совокупность взглядов об обществе. Понятие «идеология» в коммунистической доктрине осознавалось крайне противоречиво. Маркс и Энгельс называли идеологией ложное сознание, превратное мировоззрение, которое отражает противоречия в производственном базисе общества. Идеология выражает специфические интересы определённого класса, правящие классы выдают свою мнимую реальность за интересы всего общества. В противоположность идеологии научное сознание, по мнению классиков марксизма, остаётся «на почве действительной истории». Таким образом, идеологии как иллюзорному сознанию противостоит научный социализм, предлагающий научный анализ действительности.

Ленин «диалектически» соединяет эти противоположности, вводя понятие «научная идеология». По Ленину получается, что все классы мыслят о себе иллюзорно, поэтому их идеологии остаются ложными, но у рабочего класса идеология «научная» и потому «истинная». Это научный социализм или коммунизм. «Носителем научной идеологии является передовой и сознательный авангард революционного рабочего класса – его политическая партия. Она вносит научную идеологию в массы, в рабочее движение» (Философский энциклопедический словарь, статья «Идеология»). Заклинания на тему научности ничуть не прибавили истинности коммунистической идеологии, напротив, именно эта форма идеологии оказалась предельно ложной и лживой.

Наибольшее влияние в истории возымели ложные социальные идеологии: коммунизм-социализм, фашизм. Каков их генезис и каковы их носители, как разрушительные идеи внедряются в сознание людей, каковы формы небытийных идеологий? Далее речь будет идти о маниакальных идеологиях, которые представляют собой болезненно гипертрофированные, ложные мировоззренческие системы, отражающие инфернальную – адскую сферу духов злобы поднебесных. Такие идеологии направлены на разрушение религиозных оснований жизни и богоподобного образа человека, на создание античеловеческого общества. Это – воля к смерти, возведенная в онтологический принцип. Ложные и злые помыслы человека могут объективироваться – приобретать самостоятельное движение, ибо мысль имеет собственную инерцию, а концепция – свою логику развития. Человек создаёт не только абстрактные идеи, но и некоторого рода идейные существа: «Идеи летают в воздухе, но непременно по законам, идеи живут и распространяются по законам слишком трудно для нас уловимым: идеи заразительны» (Ф.М. Достоевский). Идеи в маниакальной идеологии подобны неким трихинам, существам микроскопическими, не сущими (по Достоевскому), или вирусами духа (по Солженицыну), приобретшими собственную волю и паразитирующими на энергии и сознании человека. Они складываются в своеобразный фаталистический антидуховный поток с определённым направлением, своими законами, входят в инфернальную сферу.

В духовном плане бытия находит отражение борьба персоналистического и антиперсоналистического духов, добра и зла. Эта борьба в свою очередь порождает новых духов, которые включаются в жизнь, наше существование незримо окружено нашими же созданиями. Праведный двойник человека проявляется в состояниях духовного сосредоточения и напряжения. Чёрная же наша тень подстерегает при духовном расслаблении, ибо сатана – князь мира сего, и его сила возрастает при нашей своевольной разнузданности, духовном падении. Идеология – это область идей, созданных антибытийными влечениями человека. Она интегрирует ложные душевные порывы, порочные стремления воли, злые мысли людей. Одна из фаланг духов злобы поднебесных, форма мирового зла представляет собой анти-логос, анти-смысл, анти-истину, антихристов дух, выраженный в рациональных формах.

Маниакальные идеи можно рассматривать как своего рода духи зла, внедряющиеся через сознание в душу человека, соблазняющих и разлагающих её. Персонаж романа Достоевского «Бесы» одержим злыми духами: «Верховенский весь трясётся от бесовской одержимости, вовлекая всех в исступленное вихревое кружение. Всюду он в центре, он за всеми и за всех. Он – бес, вселяющийся во всех и овладевающий всеми. Но и сам он бесноватый. Пётр Верховенский, прежде всего, человек совершенно опустошённый, в нём нет никакого содержания. Бесы окончательно овладели им и сделали его своим послушным орудием. Он перестал быть образом и подобием Божиим, в нём потерян уже лик человеческий. Одержимость ложной идеей сделала Петра Верховенского нравственным идиотом» (Н.А. Бердяев). Существование злых духов и искушающих бесов давно описано в религиозной аскетической, мистической и богословской литературе. Но современное прагматическое и позитивистское сознание утратило способность лицезрения мира духовного, а значит и его антипода – духов зла. Приходится восстанавливать утерянное, переводя древнее знание на язык современного опыта.

Назовём духовными вирусами те силы, которые внедряют разрушительный заряд в душу, сознание и волю человека, ибо их природа противоположна здоровой духовности. Вирусы духа паразитируют на культуре, прилепляются к определённым её сферам для переориентации и настройки на саморазложение и саморазрушение. Духовный паразит стремится превратить клетки организма-хозяина в фабрику по производству других духовных вирусов. При сохранении внешних форм жизни поражённый вирусом духа индивидуальный или общественный организм внутренне настроен на инфернальную программу и становится источником заразы для окружающих.

Полное порабощение сознания и воли человека какой-либо идеологией можно характеризовать как идейную маниакальность. Ложное мировоззрение превращает людей в маньяков идеологий, раскрепощающих агрессивные разрушительные стихии. Идеологическая мания– это духовная болезнь, имеющая своих носителей, свои формы и определённые средства излечения.  Если психическая болезнь – это душевное помешательство, то духовная болезнь – это, прежде всего, помешательство духа, разлагающее душу и дух, сознание, волю, память человека. Идеомания болезненно сосредотачивает сознание на ложной либо частной, но гипертрофированной идее, которая тотально определяет всю жизнь. Это духовная одержимость человека, общества, народа, а также система ложного сознания, угрожающие их духовному здоровью.

Духовные помутнения являются болезнью человека, культуры и общества; в отличие от психических болезней, они могут передаваться и захватывать массы людей. Причиной психических заболеваний является нейрофизиологическая патология и травмы индивидуального подсознательного или бессознательного. Духовное же помутнение внедряется через сознание, поражая сферу бессознательного, подсознательного и волю, превращая человека в идеомана.

  • Фотография взята с сайта Swalker.ru
  • Данная публикация не преследует коммерческих целей.