Сергей Эрлих

В.Р. Мединский:
«До чего хорошего довели страну декабристы?»

культурный слой

Илл.: кадр из фильма «Декабристы» (1926).

Наряду с Н.А. Нарочницкой с декабристским мифом боролся еще один высокопоставленный доброволец — депутат Госдумы двух созывов (2003-2011), нынешний министр культуры РФ, член Генерального совета «Единой России», участник «медведевской» «Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России», профессор МГИМО, дважды доктор наук (политологии и истории) Владимир Ростиславович Мединский. Обращает внимание, что человек, скромно заявлявший в 2007 году: «Не претендую на написание исторических трудов, поскольку не являюсь профессиональным историком»[i], — уже в 2011 году защищает докторскую диссертацию по истории. Воистину, нет таких крепостей, которые бы не взяли путинские большевики. Симптоматично, что диссертация признанного борца с фальсификациями истории получила скандальную известность благодаря многочисленным «заимствованиям» целыми абзацами в ее авторефарате[ii].

В команде «Единой России» профессор Мединский присвоил себе роль главного «исторического пропагандиста», точнее руководителя правительственных операций на исторической памяти[iii]. Он откровенно признается: «Моя функция — обслуживать политику», т.е. осуществлять «историческое» обеспечение ментальных технологий партии власти. По мнению остепененного политика рассуждения об идеологии существующего режима в традиционной «лево-правой» системе координат не имеют смысла: «Идеология “Единой России” одна: это партия голлистского типа, сформирована под лидера. Наш лидер — президент Путин»[iv].

Благодаря столь откровенному изъявлению преданности без лести Владимир Ростиславович позволяет себе, разумеется, в интересах «нашего лидера», высказывать критические замечания в адрес исторической политики государства российского. По мнению функционера политического сервиса, ситуация, в которой отсутствует весомая поддержка единственно верного взгляда на русскую историю, когда даже комиссия при президенте по борьбе с фальсификациями работает «исключительно на общественных началах», свидетельствует, что правительство проводит «плохую политику». Несмотря на критическое отношение к порочной западной цивилизации, не выдерживающей сравнения с безупречной моралью православного русского мира, Владимир Ростиславович, в данном случае, ссылается на передовой зарубежный опыт щедрого государственного финансирования «институтов национальной памяти»[v].

Так и не получив, по его словам, официальный «заказ Кремля» на созидание «исторической подпорки под суверенную демократию», В.Р. Мединский проявил «личную инициативу» и запустил программу развенчания исторических мифов, которые наносят ущерб интересам России[vi]. Один из читателей продукции, выпущенной в рамках этой программы, считает, что автор действительно «не лукавит»: «Такие умные современные российские ребята сами знают, когда нужно прогнуться»[vii].

Программа, «направленная на оправдание действий власти в России»,[viii] воплотилась в книжной серии «Мифы о России» (2007-2012), выпущенной издательством «Олма Медиа групп» общим тиражом более 300 тысяч экземпляров. На сайте издательства можно обнаружить 26 (!) изданий, в качестве автора которых указан В.Р. Мединский[ix]. Поразительная плодовитость для политика и общественного деятеля, занятого заседаниями не только в Государственной Думе, но и в различных комиссиях и фондах. «Мифы о России» получили не только бумажное воплощение. Серии передач под тем же названием выходили на радиостанциях «Эхо Москвы» (2006 г.)[x] и «Финам FM» (2008-2009 гг.)[xi]. На канале «ТВ-Центр» был показан одноименный 12 серийный телевизионный фильм (2006 г.)[xii]. Видео и аудио историческая пропаганда также выходила при непосредственном участии Владимира Ростиславовича. Впечатляющий результат работы «исключительно на общественных началах».

Один из рецензентов печатной версии проекта отмечает, что взявшись за миф исторической памяти, профессор Мединский фактически заявил о претензии на администрирование сакрального ядра правительственной пропаганды. Поскольку искренняя вера либо в Бога, либо в социальные утопии бесповоротно утрачены большинством россиян: «Остается не так уж много, и прежде всего — <…> история, причем, скорее, не на уровне корпуса знаний, а на уровне мифов и расхожих представлений»[xiii].

Свою претензию на идеологическое лидерство доктор исторических наук подтвердил заявлением, сделанным в качестве председателя комитета Госдумы по культуре, о необходимости ввести единый учебник по истории,«дающий единое представление о том, кто такие Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов. Нельзя в голове пятиклассника порождать плюрализм»[xiv].

Понятно, что в столь масштабном мультимедийном проекте без декабристов не обошлось. Взгляд В.Р. Мединского на дворянских революционеров во многом диктовался сравнительным методом, выбранным в качестве главного инструмента «пиар-технологии» развенчания одних мифов и создания других[xv]. Метод этот прост. Он намного проще, чем правда. При помощи часто передернутых аргументов читателю, телезрителю, радиослушателю внушается, что наша родина всегда и во всем была «круче» гнилого Запада. Раздавая «славословия русским и ругань <…> в адрес прочих народов», автор действует, как лисица из басни Крылова: «Какие перышки, какой носок, какой ты хороший у нас, народ… а вот и сыр»[xvi].

Центральный тезис концепции декабризма, поддерживаемой Мединским, сводится к советскому анекдоту: «Зато у вас в Америке негров линчуют». Автор упоминает восстание 14 декабря, чтобы доказать, что в начале XIX века смертная казнь в либеральной Европе была нормой, а в самодержавной России очень крайней мерой: «Вдумайтесь: лишь несколько лет после тяжелой войны, смерть императора — и тут попытка военного переворота, вооруженный мятеж, войска заговорщиков в центре столицы, артиллеристская канонада в самом сердце империи — и после всей этой заварухи всего пять повешенных?!! В те дни врач английского посольства в беседе с Пушкиным удивлялся: “Все посольство Британии только и говорит, что об удивительном… милосердии Вашего государя. У нас (в Англии) по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено тысячи три человек, после чего всех оставшихся сослали бы на галеры”»[xvii].

Православный гуманизм, насаждаемый милосердными русскими царями, вызвал побочное явление в виде неадекватной общественной реакции: «Вся страна десятилетия это переживала, содрогнулась: пять человек сразу казнили!»[xviii] Для того чтобы читатели лучше осознали обоснованность виселицы декабристов автор «Мифов о России» проецирует историю в современность: «Представьте себе, инаугурация президента, на Красную площадь выходят мятежные танки»[xix].

Высказывания В.Р. Мединского о нестрогой, но справедливой казни декабристов порождают в первую очередь вопросы к использованным им источникам. Никакой ссылки на свидетельство анонимного «врача» не дается. И это странно, так как цитируемый документ не относится к числу хрестоматийных. Подозрительна и перемена в различных авторских пересказах числа виртуально повешенных британских мятежников от трех тысяч до пяти[xx].Даже после консультаций с известными декабристоведами и пушкинистами найти, тем более «у Пушкина в записках»[xxi], хоть какую-то документальную основу этого высказывания не удалось.

Метод сравнения зверств отечественного и зарубежных правительств противоречит получившей мировое признание гуманистической традиции великой русской литературы. Ведь согласно ей общественная гармония не может быть оправдана и слезинкой ребенка. Но даже, если мы станем на меркантильную «западную» точку зрения взвешивания наших и «ихних» смертных казней, российская картина будет не столь идиллической, какой она предстает в изображении В.Р. Мединского.

Автор почему-то забывает, что в крепостной России казни, в том числе и со смертным исходом, часто осуществлялись без суда. Помещики своей властью могли приговаривать крестьян к наказанию розгами, плетьми, батогами и т.д. В качестве примера можно привести «конституцию» великого русского полководца графа П.А. Румянцева, дарованную в 1751 году управляющим его крещенной собственностью: «За оскорбление, нанесенное дворянину, крепостной наказывался батогами по желанию последнего, «пока тот доволен будет»; в пользу своего землевладельца он платил еще 2 руб. штрафу» [xxii]. Случаи, когда наказанные подобным образом умирали после «непродолжительной болезни», были не единичны.

Крепостные, попавшие на армейскую службу, также не были гарантированы от телесных наказаний со смертельным исходом.По поводу «отвратительного действа» — импортированного из прусской армии наказания шпицрутенами В.Р. Мединский, в оправдание, пишет: «Даже слова русского для предмета пыток — и то не смогли подобрать»[xxiii]. Русского слова для именования «длинных гибких прутьев или палок»[xxiv], действительно, не подобрали, но зато прекрасно усвоили, как следует пускать их в дело. Так после восстания военных поселян в Чугуеве (1819) «были подвергнуты наказанию шпицрутенами (от 3.000 до 12.000 ударов) до 70 человек. Аракчеев не мог скрыть от государя, что многие из наказанных умерли». Наказание коснулось не только мятежных представителей сильного пола, но и 29 женщин, которым по природной слабости прусские шпицрутены заменили русскими розгами[xxv].

Надо признать, что контр-мифическое слово историка-депутата не пропало. Оно благодарно отозвалось среди тех, кто ловит все на лету. Рецензент «Вечерней Москвы» пишет: «Это правда, что казнили только 5 декабристов, хотя казнить полагалось десятки, если не сотни». Журналист не ограничивается констатацией факта. Он дает понять, что уловил «мессидж» компаративистики Мединского: «В конце концов, это же правда, что против России столетиями велась психологическая война, как правда и то, что Россия крайне неумело отвечала на эту агрессию. Пора с этим кончать! Наши мифы против их мифов, а там еще поглядим, чья возьмет»[xxvi].

Оправдание гуманной виселицы, воздвигнутой по приказу императора, который был «незаслуженно оплеван» современниками и потомками[xxvii], неизбежно влечет осуждение мятежных декабристов. Разве заслуживают снисхождения злоумышленники, которые принялись раскачивать лодку всего через «несколько лет после тяжелой войны»?

В целом, по мнению автора, людьми они были неплохими. Им был присущ «высокий дух, отвлеченный идеализм». Но истинных потребностей своей страны представители «верхушечного, интеллигентского движения» не знали. Отсюда — «легковесность, отсутствие опоры в широких массах».

Как и все интеллигентные слюнтяи декабристы в большинстве своем были «людьми застенчивыми, путанными и нерешительными», именно поэтому и «проиграли стопроцентно выигрышную ситуацию»[xxviii]. Эти путаники оказались не способны на «нормальный военный мятеж» с захватом «вокзалов, почты, телеграфа» и устроили «типичный бунт на коленях»[xxix]. «Штатское лицо» Каховский — единственный отморозок, затесавшийся в ряды этих нерешительных офицеров, не вписался в логику коленопреклоненного бунта. Он «застрелил не просто безоружного генерала, не просто героя, а еще и официальное лицо, Милорадович был генерал-губернатором Петербурга»[xxx].

Да и на следствии слюнтяи-декабристы вели себя не как положено брутальным суперменам. Кололись с полуслова. Поэтому «пытки <…> были ни к чему: дворяне-заговорщики наперегонки каялись, сдавая “с потрохами” и себя и всех товарищей по заговору»[xxxi].

Автор, который откровенно обслуживает политику, не упоминает, что мятежные дворяне хотели освободить крестьян от крепостной зависимости. Он отказывается видеть в их «бунте на коленях» христианское самопожертвование. Для него большинство декабристов — хлюпики, неспособные на решительные действия. В стране, где сила не затрудняет себя моральными оправданиями, назвать кого-то «слабаком» — значит целенаправленно повредить ему в общественном сознании. Следует заметить, что такая концепция не лишена противоречий. Ведь, по мнению Мединского, решительный «уголовный преступник» Каховский также заслуживает осуждения[xxxii]. Тогда в чем именно виноваты дворянские революционеры: в том, что стреляли в Милорадовича или в том, что не попали в Николая Павловича?

На собственный риторический вопрос: «До чего хорошего довели страну декабристы?»[xxxiii], — историк отвечает без обиняков. Их несвоевременное восстание привело к тому, что «реально большой демократ» на троне, автор подчеркивает, что говорит это «без всякого чувства иронии», был спровоцирован смутьянами на «временный откат от демократии»[xxxiv]. Победитель в сражении на Сенатской площади рассматривается В.Р. Мединским в качестве достойного примера нынешнему строителю «вертикали власти»: «Николай I <…> был, в отличие от сложившегося стереотипа, очень симпатичным монархом, чем-то даже напоминает действующего президента: профессиональный военный, в цари не готовился и не стремился, спортсмен, очень образованный, не злой, кстати»[xxxv]. Не злой, потому что его приговор декабристам, видимо, как и приговор фигурантам дела ЮКОСа («мог ведь весь ЮКОС расстрелять» — иронизирует участник одного из интернет-форумов)[xxxvi], был «не просто гуманен — <…> невероятно мягок»[xxxvii].

Исторический вред от декабристов заключается в том, что их в качестве символического тарана использовали все подрывные элементы Российской империи. В 1831 году память декабристов под лозунгом: «За вашу и нашу свободу!» — почтили мятежные поляки[xxxviii]. Потом ими восхищались «либеральная интеллигенция» и, разумеется, большевики[xxxix].

На основе этих высказываний, можно было бы сделать вывод, что между хлюпиками-декабристами и «спортсменом» Николаем Павловичем доктор исторических наук Мединский делает убежденный выбор в пользу духовного предшественника нынешнего дзюдоиста. Однако в судьбе члена Исполкома «Единой России» случился поворот, который позволяет усомниться в наличии у него каких-либо убеждений в отношении героев декабристского мифа.

Осенью 2011 года во время парламентской предвыборной кампании партия власти направила, тогда еще депутата, Мединского в далекий Курган агитировать за нее, а точнее за себя любимого. От результатов, полученных «Единой Россией» в этом сибирском регионе, зависело включение «исторического пропагандиста» в число депутатов следующего созыва. Как проницательно отметила на форуме местного интернет-ресурса одна из пользовательниц: «Надо человеку в ГД, вот и старается»[xl].

Пообщавшись с гостеприимными сибиряками, разоблачитель мифов о России, убедился, что здесь, в отличие от Европейской части Российской Федерации, память о героях и мучениках 14 декабря все еще не разоблачена. И бороться с ней в это время и в этом месте означает снизить свои шансы на электоральный успех. Владимир Мединский с удивительным цинизмом заявил: «У хорошего депутата нет своей позиции. Есть позиция избирателя». Примечательно, что статья, озаглавленная этой «максимой» заканчивалась следующими словами: «Мединский <…> уже ведет работу по включению музея декабристов (дом-музей Нарышкина) в федеральную программу»[xli].

Свою внезапно прорезавшуюся заботу о памяти ссыльных декабристов охотник за депутатским креслом не раз «медиатизировал» под разными соусами.

Читателям местной газеты он сообщил, что и прежде «интересовался декабристским движением», правда, не объявляя при этом сделанных в результате заинтересованного изучения выводов[xlii].

На встрече с работниками библиотек мастер пиар-технологий заявил, что история края должна работать на его современное развитие. Для того, чтобы привлечь инвестиции из «центра» следует «поизучать исторические связи Кургана с важными чиновниками в руководстве страны»: «Он заявил, что с пачкой документов о декабристах из Кургана сразу поедет в Кремль — к руководителю администрации президента Сергею Нарышкину. “Не знаю, есть ли там связь или нет, но если нет, придумаем, посмотрим, что из этого можно выжать”»[xliii]. В этом высказывании особенно трогательно выглядит хлестаковская готовность «придумать» желательную виртуальную действительность.

На встрече с журналистами выяснилось, что декабристов с руководителем администрации президента можно связать не только по родственной линии. Кандидат в депутаты от Курганской области намеревался отправить письмо Сергею Нарышкину по той причине, что высокопоставленный чиновник является председателем федеральной комиссии по празднованию 200-летия войны 1812 года: «А поскольку часть курганских декабристов участвовала в войне и заграничных походах, то можно в рамках федеральной программы организовать празднования и в Кургане».

Неизвестно, предлагал ли маэстро на встречах с курганскими избирателями организовать всемирный шахматный турнир, но согласитесь, что в таком стиле общения чувствуется духовное родство с великим комбинатором.

Правда, на той же встрече с журналистами прозвучало и двусмысленное замечание о влиянии декабристов на жизнь Кургана: приезд ссыльных олигархов привел к резкому росту цен, «хотя до этого все было недорого». Оказалось, что не только декабрист Нарышкин жил в Кургане в роскошном доме «за 6,5 тысячи рублей. По тем временам безумные деньги! Тогда корова стоила 10 рублей». Но и его товарищ по несчастью В.К. Кюхельбекер, тоже, оказывается, «не бедствовал». Неизвестно на основании каких источников «друг Пушкина», который в период курганской ссылки тщетно одолевал гуманитариев из III Отделения душераздирающими просьбами разрешить зарабатывать на пропитание литературным трудом[xliv], был включен Мединским в число «людей имущих». Такой не совсем привычный для сибиряков ответ на вопрос о «впечатлениях» от посещения музея декабристов свидетельствует, как в действительности непросто сменить мифологическую пластинку[xlv].

В собственноручной статье охотник за мифами доказал, что он и сам мифотворец не хуже Герцена. Накануне выборов им был воспет курганский край с его феноменальной природой, чудесными людьми и уникальной историей. В исторической части автор уделил наибольшее внимание героям войны с Наполеоном, которые по совместительству были героями 14 декабря: «Сюда после каторги на поселение попали 14 известных декабристов, в том числе герои войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Полковник Михаил Нарышкин — один из них. Его жена, как в знаменитом кино про “Звезду пленительного счастья”, отправилась за ним в Сибирь на каторгу, а потом — в ссылку в Курган». Беседа будущего царя-освободителя с курганскими декабристами так запала в августейшую душу, что повлияла на ход русской истории, приблизив день освобождения крестьян. Но декабристы положительно влияли не только на современников. Заметное свободолюбие современных курганцев во многом объясняется «декабристской прививкой»[xlvi].

Радикальное отклонение от программы «Мифов о России» все же не позволило решить задачу продолжения депутатской карьеры. Возможно, сказался результат «Единой России» по Куганской области (44,41%), который оказался ниже среднего по стране — 49,32%[xlvii]. А может все дело в интригах недоброжелательных коллег из вертикали власти?

«Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Бывший депутат Государственной думы продолжал, как ни в чем не бывало, связывать в радиоэфире русское прошлое с современностью в, противоположном своим «курганским» высказываниям, правильном политическом смысле. Митинги на «всяких Болотных и прочих, площади Сахарова» рождали у него ассоциации с переломными событиями семнадцатого века и семнадцатого года: «То, что у нас происходит последние месяцы, зачастую называют «смутным временем» или «новым февралем»».  А людей, которые хотят ввергнуть страну в новую смуту «называют «новыми декабристами», вышедшими на площадь»[xlviii]. Таким образом, декабристы Болотной воплощают собой вековые разрушительные традиции смутьянов, использовавших в корыстных интересах пресекновение династии Рюриковичей и мстительно пресекших род Романовых.

Поразительная гибкость и кипучая активность творца «правильных» мифов о России были замечены с самой вершины «вертикали». После рокировки тандема, в начале 2012, В.Р. Мединский был направлен руководить русской культурой.

 

[i] Владимир Мединский: «Наша история не дает никаких поводов для самоуничижения» // Московские новости. 2007. 13 декабря. URL: http://www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=2067579.

[ii] Батий Д. «Автор должен доказать, что такого рода фразы являются шаблонами» // Коммерсантъ-FM. 2012. 20 января. URL: http://www.kommersant.ru/doc-y/1855586; Лобин А. Пещерное источниковедение // Полит.ру. 2012. 13 марта. . URL: http://polit.ru/article/2012/03/13/medinsky/.

[iii] Каменев В. Владимир Мединский: история — самая субъективная наука, а политология — вообще не наука // Улпресса.ру. 2011. 27 мая.URL: http://ulpressa.ru/2011/05/27/article161381/.

[iv] Владимир Мединский: «Всему свое время». Беседовала С. Браницкая // Деловые люди. 2005. № 6. URL: http://www.medinskiy.ru/delovye-lyudi.

[v] Каменев В. Владимир Мединский: история — самая субъективная наука, а политология — вообще не наука // Улпресса.ру. 2011. 27 мая.URL: http://ulpressa.ru/2011/05/27/article161381/.

[vi] Владимир Мединский: «Мы не лодыри, не пьяницы, и Иван Грозный не тиран» // Комсомольская правда. 2008. 13 февраля.URL: http://kp.ru/daily/24049.4/102493/.

[vii] См. комментарий Константин. 2008. 8 мая: Владимир Мединский: «Мы не лодыри, не пьяницы, и Иван Грозный не тиран» // Комсомольская правда. 2008. 13 февраля.URL: http://kp.ua/daily/080508/41423.

[viii] См. комментарий Константин. 2008. 8 мая: Владимир Мединский: «Мы не лодыри, не пьяницы, и Иван Грозный не тиран» // Комсомольская правда. 2008. 13 февраля.URL: http://kp.ua/daily/080508/41423.

[ix] Владимир Мединский // Олма Медиа Групп. Б.д. URL:http://www.olmamedia.ru/authors/5315/.

[x] Мифы о России // Радио Эхо Москвы. Б.д. URL:http://www.echo.msk.ru/programs/myth/

[xi] Мифы // Moskva.fm . Б.д. URL:http://www.moskva.fm/stations/FM_99.6/programs/мифы_о_россии/airs/.

[xii] Назаров А. Мифы о России // Взгляд. 2006. 21 сентября. URL:http://vz.ru/society/2006/9/21/49775.html.

[xiii] Курчатова Н. Пиар «Россия» // Эксперт. 2008 17 марта. URL:http://expert.ru/expert/2008/11/piar_rossia/.

[xiv] О необходимости единого учебника по истории заговорили в Комитете Госдумы РФ по культуре // Историческая память. 2011. 30 ноября. URL:http://www.historyfoundation.ru/news_item.php?id=2367.

[xv] Павленко В. Развенчивание мифов как новая PR-технология // Blogpr.ru/ 2007. 23 декабря.URL: http://www.blogpr.ru/node/1032.

[xvi] Курчатова Н. Пиар «Россия» // Эксперт. 2008 17 марта. URL:http://expert.ru/expert/2008/11/piar_rossia/.

[xvii] Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 560 с. URL: http://readr.ru/vladimir-medinskiy-o-russkom-pyanstve-leni-i-ghestokosti.html?page=110#.

[xviii] Лазарева Е. «У власти мало нравственного авторитета — она нуждается в церкви». Владимир Мединский о царях, святых и вере // Ura.ru . 2011. 1 ноября .URL: http://ura.ru/content/kurgan/01-11-2011/articles/1036257257.html#war.

[xix] Владимир Мединский: «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html.

[xx] Ср.: «Да, есть у Пушкина в записках, где он беседовал с представителем британского посольства, тысяч пять бы было повешено, остальные кончили бы жизнь на галерах» (Владимир Мединский: «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html).

[xxi] Владимир Мединский: «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html.

[xxii] Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. 5. М.: Мысль, 1989. С. 138.

[xxiii] Мединский В.Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 560 с. URL:http://readr.ru/vladimir-medinskiy-o-russkom-vorovstve-osobom-puti-i-dolgoterpenii.html?page=86.

[xxiv] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-84824.htm.

[xxv] Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. С. 174.

[xxvi] Борисов С.Ю. Война мифов // Вечерняя Москва. 2011. 7 февраля. URL:http://www.vmdaily.ru/showarticle.php?id=194205.

[xxvii] «Николай Палкин там бьет палкой своей декабристов, гоняет их сквозь строй и вешает» (Мифы о России: Миф о грязи и пьянстве // Эхо Москвы. 2006. 2 октября. URL: http://echo.msk.ru/programs/myth/46524/#element-text); «Пять декабристов повесил, правда — страшный и кровожадный» (Мифы о России: Миф о жестокости и кровавости русской истории // Эхо Москвы. 2006. 11 ноября. URL: http://echo.msk.ru/programs/myth/47281/#element-text); «Ну что плохого он сделал? Подавил восстание декабристов? Да другой бы на его месте такое устроил!» (Владимир Мединский: «Мы не лодыри, не пьяницы, и Иван Грозный не тиран» // Комсомольская правда. 2008. 13 февраля.URL: http://kp.ru/daily/24049.4/102493/); «Личность Николая I весьма оболганная» (Владимир Мединский : «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html).

[xxviii] Ищем выход…: Символы и жесты примирения с историческим прошлым // Эхо Москвы. 2005. 7 сентября. URL:http://echo.msk.ru/programs/exit/38601/.

[xxix] Мединский В.Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 560 с. URL: http://readr.ru/vladimir-medinskiy-o-russkom-vorovstve-osobom-puti-i-dolgoterpenii.html?page=86.

[xxx] Владимир Мединский : «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html.

[xxxi] Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 560 с. URL: http://readr.ru/vladimir-medinskiy-o-russkom-pyanstve-leni-i-ghestokosti.html?page=110#. Ср.: «Декабристы сами друг друга закладывали по полной программе, собственно, никакого расследования проводить и не надо было, потому что они, представ перед лицом императора, честно во всем сознавались» (Владимир Мединский : «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html).

[xxxii] Владимир Мединский : «Мифы о России» // Радонеж. 2008. 30 июня. URL: http://www.radonezh.ru/text/8602.html.

[xxxiii]Владимир Мединский: «Всему свое время». Беседовала С. Браницкая // Деловые люди. 2005. № 6. URL: http://www.medinskiy.ru/delovye-lyudi.

[xxxiv] Мифы о России: Десять веков русской демократии. Миф о авторитаризме политической традиции // Эхо Москвы. 2006. 30 октября. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/myth/47153/#element-text.

[xxxv] Владимир Мединский: «Наша история не дает никаких поводов для самоуничижения» // Московские новости. 2007. 13 декабря. URL: http://www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=2067579.

[xxxvi] Дерьмометр. Владимир Мединский, член генсовета «Единой России». 2007. 14 декабря. URL: http://pub.tagora.grani.ru/blogs/govnomer/entries/171274.html

[xxxvii] Владимир Мединский: «Наша история не дает никаких поводов для самоуничижения» // Московские новости. 2007. 13 декабря. URL: http://www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=2067579.

[xxxviii] Мединский В.Р. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/285587/read#r331.

[xxxix] Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 560 с. URL: http://readr.ru/vladimir-medinskiy-o-russkom-pyanstve-leni-i-ghestokosti.html?page=110#

[xl] Лазарева Е. «У власти мало нравственного авторитета — она нуждается в церкви». Владимир Мединский о царях, святых и вере // Ura.ru . 2011. 1 ноября .URL: http://ura.ru/content/kurgan/01-11-2011/articles/1036257257.html#war.

[xli] Владимир Мединский: «У хорошего депутата нет своей позиции. Есть позиция избирателя» // Единая Россия. Курганское региональное отделение. 2011. 10 ноября.URL: http://www.edinros-zaural.ru/vladimir-medinskii-u-xoroshego-deputata-net-svoei-pozicii-est-poziciya-izbiratelya.html.

[xlii] Цисарев С. Владимир Мединский: «Мы увлечём чиновников историей!» // Курган и курганцы. 2011. 11 октября.URL: http://kikonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=39165:-l-r&catid=140:2010-05-07-07-13-06&Itemid=144.

[xliii] Владимир Мединский позвал зауральцев на выборы // УралПолит.ру. 2011. 14 октября.URL: http://uralpolit.ru/urfo/polit/part/id_254584.html.

[xliv] Н. В. Королева, В. Д. Рак. Личность и литературная позиция Кюхельбекера // В. К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., «Наука», 1979. URL: http://az.lib.ru/k/kjuhelxbeker_w_k/text_0370.shtml.

[xlv] Степанов И. За образование и культуру высказался депутат Государственной Думы Владимир Мединский // Курган и курганцы. 2011. 4 ноября.URL: http://www.kikonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=39697:2011-11-04-14-13-49&catid=26:2010-04-10-06-12-15&Itemid=116.

[xlvi] Мединский В. Курганские феномены: «Левым боком я уралец, правым боком — сибиряк» // Комсомольская правда. 2011. 24 ноября.URL: http://kp.ru/daily/25793.4/2775475/

[xlvii] Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Дата голосования. 2011. 4 декабря. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100028713304&vrn=100100028713299&region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100028713304&type=233.

[xlviii] Реальное время: Смута. Уроки истории // Финам FM. 2012. 27 марта. URL: http://finam.fm/archive-view/5808/1/.